ИГРА И
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Okon W. Zabawa a rzeczywistosc.
Warzsawa: Wydawnictwa Szkolne Pedagogiczne, 1987. 360 s.
Повышение эффективности обучения и воспитания —
одна из важнейших задач, выдвинутых XXVII съездом КПСС перед системой народного
образования нашей страны. Большая роль в этом принадлежит творческому
использованию зарубежного опыта, и прежде всего опыта братских социалистических
стран.
Автор рецензируемой работы польский ученый
Винценты Оконь известен в нашей стране благодаря переводу на русский язык двух
его книг: «Процесс обучения» (1962) и «Основы проблемного обучения» (1968).
Разносторонни научные интересы В. Оконя; наряду с дидактикой, составляющей
основу его научной деятельности, видное место он также уделяет проблемам
сравнительной педагогики, психологии и педагогике игры.
В книге «Игра и действительность» В. Оконь
открывает новые пути в исследовании теории игры и применения ее на практике в
целях воспитания подрастающего поколения. Это результат многолетних размышлений
автора, кропотливого изучения им трудов отечественных и зарубежных ученых, а
также итог эмпирических исследований руководимого им семинара в Варшавском
университете.
Игра рассматривается В. Оконем как деятельность,
которая протекает не в обычном мире и окружающей действительности, но в «иной
действительности», а именно в действительности игры. По мнению автора, не
только ребенку, но и взрослому игра необходима как смена обстановки. В игре
взрослый может реализовать свое стремление к активной деятельности, свободной
от принуждения и не лишенной иллюзии.
Книга делится на три части и 19 параграфов, в
которых автор излагает свои взгляды на игру, раскрывает значение игры
173
в жизни ребенка и ее роли в обучении и воспитании. Свои взгляды автор
основывает на представлениях об игре изложенных в трудах других ученых, со
многими из которых вступает в полемику. Благодаря этому он открывает новые возможности по применению игры дома, в
дошкольных учреждениях, в школе и даже в жизни взрослых людей.
В первой части книги В. Оконь, анализируя
различные теории, показывает их противоречия и сам дает определение понятия
игры и ее роли в жизни человека. Игра определяется как деятельность, выполняемая
для собственного развлечения и удовольствия, основанная на воображении,
создающем новую действительность. В книге нет деления игр на репродуктивные и
творческие, так как автор считает, что эти моменты имеют место в каждой игре.
Он выделяет среди игр функциональные, конструкционные и тематические. Такую
классификацию В. Оконь основывает на данных анализа педагогических теорий, и
прежде всего на трудах Ж. Пиаже, З. Фрейда и Л.С. Выготского, а также на
исследованиях игры польскими психологами и новейших работах советских авторов.
В частности, большое внимание уделено анализу взглядов Д.Б. Эльконина,
изложенных в его книге «Психология игры», а также менее известным создателям
теории игры, например В. Дынеру (Польша), Р. Кайюа (Франция), Б. Суттону-Смиту
(США).
Вторая часть книги посвящена анализу игры в
детском возрасте. Подробно рассматривается связь между игрой и учебой, игрой и
трудовой деятельностью, игрой и общественной активностью. Автор обоснованно
утверждает, что игра как многосторонняя деятельность ребенка является
одновременно его учебой, трудом и общественной активностью.
Значительное место отводится характеристике
познавательной, образовательной и воспитательной функции игры, рассматриваемых
на фоне общей характеристики личности ребенка, приобретения им знаний и
практических навыков, их применения на практике, развития речи, создания им
своих «произведений», приносящих эмоциональные переживания.
Автор приводит многочисленные примеры поведения
детей в процессе игры, а также результаты научных исследований. Это позволяет
глубже понять процесс игры детей во всей его сложности и богатстве. Заслуживает
внимания раздел книги, посвященный диалектике игры, в котором изложены
философские взгляды автора на игру.
В третьей части книги излагается материал,
связанный с практическим применением игры в образовательных и воспитательных
целях. Анализируется динамика игры по мере перехода от младших возрастных групп
к старшим, включая взрослых.
Немаловажное значение имеют страницы книги,
посвященные патологии игры, которые заинтересуют прежде всего тех, кто занимается
трудными детьми и их перевоспитанием. Особую ценность для практических
работников представляют также те разделы, где изложен материал о дидактических
и симулятивных играх. В заключении этой части книги на примере игр взрослых
автор указывает на их связь с искусством. В книге вводится в оборот обширный
перечень литературных источников, включая труды таких советских авторов, как
П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн,
А.В. Запорожец и другие.
Новый труд В. Оконя принесет большую пользу прежде
всего учителям школ и воспитателям дошкольных учреждений в их повседневной
практической работе с детьми, а также всем тем, кого интересуют проблемы игры в
жизни человека. Перевод книги на русский внес бы достойный вклад в дело
повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения нашей страны.
М.А.
Добрынин
г. Брест